Этикетка – лицо вина

© Фото: Виталий Тимкив / РИА Новости Один из цехов винодельческого предприятия "Фанагория" в Краснодарском крае
 Один из цехов винодельческого предприятия Фанагория в Краснодарском крае
Иногда, подходя к полке с вином, создается ощущение, будто оказался в музее изобразительных искусств. Яркие и разнообразные этикетки привлекают внимание. Изучение надписей и рисунков на бутылках – это увлекательное и познавательное занятие. Редакция АВВР решила разобраться, какие бывают этикетки российского вина и что они могут рассказать.
Если создание вина – это одновременно искусство и выверенная работа, то создание этикетки к нему – не менее креативная и сложная задача. Ведь именно этикетка первой рассказывает о вине, раскрывает его характер и создает настроение еще до того, как будет откупорена пробка.

Как читать этикетку российского вина

"Мы никогда не хвастаемся нашим происхождением. Только на этикетке" (Томас Дьюар)
Всю необходимую потребителю информацию можно найти на этикетке (лицевая сторона) и контрэтикетке (обратная сторона). Содержимое строго контролируется законом и регламентируется ГОСТами.
Закон обязывает производителей указывать наименование вина, его вид, а также сведения о сорте или сортах винограда, месте его происхождения и годе урожая. Если год урожая не указан, значит вино произведено из виноматериалов разных лет. В таком случае следует обратить внимание на дату розлива, которая указана на оборотной стороне бутылки или, как в случае с игристыми винами, на капсуле, закрывающей горлышко.
Размер текста на этикетке строго регламентирован, это сделано, чтобы избежать написания важных сведений трудночитаемыми буквами. Для обозначения места происхождения и года урожая используется контрастный шрифт размером (кеглем) не менее 12 пунктов. Информация о сорте винограда, виде, наименовании производителя указывается размером не менее 8 пунктов. На контрэтикетке по правилам Роспотребнадзора должен быть приведен список лиц, кому запрещается употребление алкогольной продукции; точный адрес и контакты производителя; перечень ГОСТов, по которым произведен продукт.
Также строго регулируется, какие напитки могут называться вином: если алкогольный продукт получен не из винограда, использовать слово "вино" или его производные на этикетке запрещено.
Этикетка расскажет, в каком регионе произведено вино. Обозначение ЗГУ (Защищенное географическое указание) означает, что вино произведено из винограда, выращенного в определенном регионе: Крым, Кубань, Долина Дона и т.д. Еще одна аббревиатура – ЗНМП (Защищенное наименование места происхождения) – обозначает малую территорию производства вина, виноградник: например, Южный берег Тамани.
На бутылках российских вин также можно встретить знак "Вино России", выполненный в виде элемента логотипа АВВР – матрешки с виноградной гроздью. Федеральная специальная марка (ФСМ) говорит потребителю о том, что вино гарантированно произведено из российского винограда. Марки выдаются производителям, которые являются членами АВВР и предоставляют балансные декларации, подтверждающие происхождение вина в заявленных объемах.
Помимо этого, на некоторых винах сегодня встречается знак "Органик" в виде белого листа на зеленом фоне. Он означает, что производитель получил официальный сертификат на производство органической продукции, это касается как самого вина, так и винограда, из которого оно произведено.
© Фото: АВВРЗнак "Вино России"
Знак Вино России
Знак "Вино России"

Уникальные и разнообразные

Однако этикетки сегодня являются не просто "биркой" с информацией, хоть и строго регламентированной. Они стали настоящим отражением индивидуальности вина и винодельни. Каждое хозяйство старается найти свой неповторимый стиль, который бы отражал его принципы, подходы и убеждения. Многообразие стилей и форм этикеток российских вин ярко репрезентует многогранную и самобытную отечественную винодельческую отрасль.
О том, как сегодня выглядят этикетки вин России и что говорят о виноделии страны, редакция АВВР поговорила с основателем дизайн-студии UNIQA Алексеем Якушиком.
© Фото: Росконгресс
Основатель дизайн-студии UNIQA Алексей Якушик
1/2
© Фото: Росконгресс
Основатель дизайн-студии UNIQA Алексей Якушик
2/2
1/2
2/2
"Современные этикетки российских вин очень разные, и это хорошо. Нельзя сказать, что сейчас есть какой-то ярко выраженный стиль этикеток российского вина. У нас народ креативный и достаточно смело подходит к оформлению вин. Мы можем встретить очень разные стили и необычные идеи, провокационные этикетки и минималистичные. Главное, что в российских этикетках есть идеи – это прекрасно!" – отметил Алексей Якушик.
Еще одной особенностью этикеток российских вин является качество. Отечественные винодельни уделяют особое внимание деталям: от выбора фактуры бумаги до использования самых передовых полиграфических технологий.
© Фото: Дизайн-студия UNIQAДизайн-студия UNIQA
Дизайн-студия UNIQA
Дизайн-студия UNIQA
Агентство UNIQA было основано в 2000 году. Минувшая четверть века стала для российского виноделия эпохой перемен, становления и возрождения. Изменения за это время претерпели и этикетки. По словам Алексея Якушика, этикетки за 25 лет очень изменились: если в начале 2000-х винодельни России часто копировали стиль Старого Света, то постепенно пошли по своему собственному пути. Сейчас отечественные винодельни уже не оглядываются на примеры Франции, Европы или ЮАР, а вырабатывают свою концепцию оформления.
"Постепенно отрасль развивалась, в том числе с точки зрения оформления продукции. У каждой винодельни появился свой стиль, своя концепция оформления вина, а это одно из главных отличий этого развития. Мы уже по этикетке можем считать, что это за винодельня, какие у нее особенности. Развивалось качество исполнения, качество этикетки – это один из важных моментов", – отметил Алексей Якушик.
Оформление российских вин отличаются разнообразием, и каждый дизайн-проект самобытен по-своему, поэтому выделить какую-то одну винодельню с наиболее запоминающимися этикетками непросто, отметил эксперт.
Например, этикетки вин "Галицкий & Галицкий" отличаются своим высоким качеством бумаги и печати. Этикетки Château Pinot – это яркая и интересная история на российском рынке вина, их провокационные и смелые идеи запоминаются и привлекают внимание. Отличительной особенностью оформления вин "Абрау-Дюрсо" является изображение ромба, который объединяет в единую концепцию весь большой портфель бренда. "Дербент Вино" трепетно относится к культурным и природным особенностям Дагестана, помещая на этикетки своих вин эндемики (уникальные животные и растения, которые происходят из определенной местности) и другие достопримечательности региона.
© Фото: Дизайн-студия UNIQA
Этикетки дизайн-студии UNIQA
1/4
© Фото: Дизайн-студия UNIQA
Этикетки дизайн-студии UNIQA
2/4
© Фото: Дизайн-студия UNIQA
Этикетки дизайн-студии UNIQA
3/4
© Фото: Дизайн-студия UNIQA
Этикетки дизайн-студии UNIQA
4/4
1/4
2/4
3/4
4/4

Создание этикеток

Задача этикетки — за короткое время рассказать потребителю всю важную информацию о вине. Поэтому, помимо технических данных, она должна отражать также и содержимое бутылки: вкус и аромат вина.
"Когда человек подходит к полке магазина, то у него других помощников нет. Этикетка должна отражать содержимое бутылки, терруар, стиль винодела, характер бренда. Маленькая поверхность должна быстро очень многое объяснить потребителю", – подчеркивает Алексей Якушик.
Прежде чем создать этикетку для нового вина, необходимо познакомиться с самой винодельней, виноделом или собственником. Желательно побывать на предприятии, проникнуться его атмосферой, изучить его стиль и концепцию. Важны любые детали: особенности терруара и местности, ценности винодельни, хобби винодела или владельца, даже проживающие на территории питомцы. Этикетка обычно создается после изготовления вина, однако Алексей Якушик отмечает, что интересно было бы делать все одновременно.
© Фото: Дизайн-студия UNIQA
Этикетки дизайн-студии UNIQA
1/3
© Фото: Дизайн-студия UNIQA
Этикетки дизайн-студии UNIQA
2/3
© Фото: Дизайн-студия UNIQA
Этикетки дизайн-студии UNIQA
3/3
1/3
2/3
3/3
В свою очередь, этикетка является важным элементом продвижения, она способна как привлечь, так и оттолкнуть потребителя, поэтому важно уделить ей особое внимание. Конечно, на содержимом бутылки ее внешний вид не отразится, однако он может повлиять на принятие решения о покупке.

"Если мне не понравилась этикетка, то есть ощущение, что и вино не понравится, ведь они взаимосвязаны, в восприятии потребителя это единый продукт", – поделился Алексей Якушик.

Дизайнер уже более 15 лет собирает этикетки. Он считает, что каждая современная этикетка российских вин может стать частью его коллекции.

"Этикетка – это такая "фотография" момента, фиксация того, что происходит с винной отраслью в данное время. И если собрать все этикетки, которые выпускаются в России сейчас, это было бы интересно. Например, этикетки, которые существуют на винной полке в 2025 году, а потом собрать все винные этикетки в 2030 году. Это очень интересно, посмотреть по этикеткам за развитием стиля винодельческой отрасли", – добавил Алексей Якушик.

© Фото: Дизайн-студия UNIQA
Этикетки дизайн-студии UNIQA
1/3
© Фото: Дизайн-студия UNIQA
Этикетки дизайн-студии UNIQA
2/3
© Фото: Дизайн-студия UNIQA
Этикетки дизайн-студии UNIQA
3/3
1/3
2/3
3/3

Тренды

О трендах в винной упаковке подробно рассказал директор по маркетингу "Кубань-Вино" Сергей Заварухин в специальной рубрике для Wine Retail. Изучив тренды 2023/2024, он сделал выводы о том, какие особенности дизайна мы чаще всего встречали на этикетках российских вин.
Одним из главных трендов стал гиперконтраст – смелое сочетание конфликтующих цветов, действующее как эмоциональный якорь и визуальный антидепрессант. Популярна и плоская графика – лаконичные, минималистичные иллюстрации без объема и лишних деталей. Самостоятельным элементом дизайна стали массивные шрифты, способные легко привлечь внимание покупателя своими необычными формами.
В противовес ярким краскам и наравне с ними в этикетках использовались пастельные тона, приятные глазу. Также все чаще встречаются разнообразные коллажи, привлекающие творческую аудиторию. Нередко дизайнеры обращаются к эстетике ретро, делают акцент на экологичность или на так называемую тихую роскошь. В век цифровых технологий в оформлении этикеток можно встретить NFC-чипы, через которые посредством смартфона бренд может обращаться напрямую к покупателям.
Все это говорит нам о том, что этикетка — это маленькая, но важная составляющая большой летописи российского виноделия. Читая этикетку, рассматривая надписи и изображения на ней, можно сделать вывод о целой отрасли, ее развитии, о том, чем она живет в настоящее время.